Сегодня 17 Декабря 2018 года
   
Размер шрифта

Комитет по разрешительной и контрольно- надзорной деятельности

Программы изменений: стратегия или культура?

21 Марта 2018 Контроль-надзор.рф

Изменения – с чего начать?

Внедрение изменений в работу любой структуры – это вызов для руководителя как управленца. Реформа государственного управления требует не только серьезных усилий и политической воли руководства, но и грамотной подготовки. Изменениям в крупных государственных структурах была посвящена стратегическая сессия, прошедшая недавно в «Сколково». Эксперты в управлении из разных сфер деятельности представили участникам сессии свой персональный опыт в реформировании работы крупных организаций.

В первую очередь, трансформация невозможна без сотрудников, которые её осуществляют. Руководитель конкурса «Лидеры России» и проректор РАНХиГС Алексей Комиссаров выделяет три показателя, ключевых для достижения командой результата. Первый показатель – это знания и навыки сотрудника, которые должны рассматриваться ещё при приёме на работу. Второй показатель – это личные качества. Комиссаров убеждён, что работу сотрудника необходимо выстраивать таким образом, чтобы использовались, прежде всего, его сильные стороны.

Третий аспект – это мотивация сотрудников. Она зависит от лидерских навыков руководителя и умения выстроить свою работу с подчинёнными. «По многочисленным опросам сотрудников в разных странах, - рассказывает Алексей Комиссаров, - 51% людей ответил, что признание заслуг со стороны начальства мотивирует сотрудника работать эффективней». Он призвал руководителей государственных органов больше общаться с подчинёнными и не бояться сильных сотрудников.

В свою очередь, президент Сбербанка Герман Греф полагает, что идеальный менеджер должен обладать серьёзным и редким набором навыков: воображением, системным мышлением, умением практически реализовывать задачи. Кадровый вопрос, по мнению Грефа, является самой большой проблемой при внедрении изменений.

Эксперты сошлись во мнении, что модернизация контроля и надзора – насущная необходимость. Герман Греф считает, что повышение эффективности государственной власти в целом – критически важно для развития страны. Четвёртая научно-техническая революция, экспоненциальное развитие новых технологий меняют не только экономику, но и жизненный уклад. По мнению Грефа, одни сферы деятельности нововведения затронут раньше, другие позже, но «управленческие технологии государства находятся в самом центре изменений, поскольку меняются не только технологии, но и управленческие модели». К тому же, государство несёт ответственность за успешную трансформацию других сфер.


Бизнес-подходы в госуправлении

Для создания системы современного государственного управления необходимо внедрять передовые подходы других организаций, не истощая ресурсы на создание аналогичных подходов с нуля. Герман Греф указал, что управление покоится на двух основах: процессное и проектное управление. Однако проектное управление, направленное на модернизацию процессов, практически отсутствует в российском государственном управлении. «В управлении должно быть две «ноги». Если у организации только одна нога, если она сфокусирована на процессном менеджменте, то она неизбежно устаревает», - подчеркнул Греф.

Ситуацию с нехваткой квалифицированных кадров можно исправить привлечением лучших специалистов из бизнеса. Однако глава Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин считает, что в устоявшейся организации оптимальным вариантом является рекрутирование управленцев из числа существующих сотрудников, знакомых со спецификой работы.

Мишустин поделился с участниками стратегической сессии персональным опытом реорганизации государственного ведомства. По его словам, основной целью стала оптимизация управленческих процессов для того, чтобы добиться прозрачности всей системы управления. Кроме того, руководство ФНС поставило задачу максимально перенести общение с налогоплательщиками в автоматизированные электронные системы.

Реинжиниринг процессов включил в себя большую работу по формализации и унификации всего взаимодействия с налогоплательщиком, уменьшение рутинной нагрузки на налогового инспектора. На основе этого была пересмотрена организационная структура Федеральной налоговой службы: появились отдельные подразделения, занимающиеся рутинными операциями. В свою очередь, была оптимизирована и система территориальных налоговых служб, став компактней и мобильней.

Благодаря их отлаженной работе ФНС получает данные о налоговой отчётности по всей России за пять дней, формируя единую базу данных.


Деловая культура и ее роль в изменениях

Большое внимание эксперты уделили вопросу деловой культуры организации и её роли в проведении изменений. Заместитель председателя Банка России Руслан Вестеровский уверен, что «культура ест стратегию на завтрак». Без работы с деловой культурой сотрудников организации невозможно достичь поставленных целей и задач. Так, Банк России уделил большое внимание формированию единых ценностей сотрудников – в ситуации, где необходимо принять нерегламентированное решение, сходство ценностей сотрудников обеспечивает принятие схожих и непротиворечащих решений в разных подразделениях и на разных уровнях. Вестеровский назвал их «тем клеем, который объединяет большую организацию в единое целое».

Практическая реализация целей, согласно Вестеровскому, строится на четырёх компонентах. Первое – это организационная структура. То, как устроена организация, отражает её реальное, а не декларируемое движение. Второй компонент – это люди. Руслан Вестеровский согласен, что именно от сотрудников зависит успех реализации стратегии. Необходимо извне привлекать кадры с нужными навыками и компетенциями, а также обучать уже существующих коллег, повышая их профессиональный уровень.

Управленческие процессы – важнейший для функционирования организации элемент. Это то, что определяет эффективность работы организации. Поэтому очень важно оттачивать их, снижать время, необходимое на осуществление каждой операции. Так, Банк России провёл полную перестройку своих процессов, централизовав одни функции и создав новые подразделения под другие функции. Процессный офис Центробанка перманентно работает над повышением эффективности работы каждого подразделения.

Культура организации – это четвёртый столп успешной реализации задач. Вестеровский порекомендовал руководителям задавать организации те ценности, которые они лично разделяют и готовы внедрять. В противном случае, различие между декларируемыми и демонстрируемыми ценностями негативно отразиться на эффективности сотрудников. Но и подбор сотрудников должен строиться таким образом, чтобы они разделяли эти ценности, а существующие должны интегрироваться в ценностную систему организации.

Эксперт Всемирного банка Дональд Макрай, принимавший участие в реформировании британского контроля и надзора, также сделал акцент на важности культуры организации. Согласно его опыту, легче всего бизнес-ориентированную культуру во всех странах воспринимают опытные инспекторы: «Самые опытные инспекторы сами приходят к мысли, что важность их работы измеряется не тем, скольким предпринимателям они нанесли убытки, а скольким предпринимателям они помогли. Эти люди лучше других знают о том, что волнует бизнес, и новая культура не будет для них чуждой».

Также Макрай также отметил важность внедрения более эффективных процессов: «Если вы хотите изменить то, как работает ваша организация – дайте сотрудникам лучший способ выполнять их работу». При реформировании необходимо задумываться не только об общих стратегиях, но и конкретных инструментах реализации.


Госконтроль: большая дубинка или партнер?

Клиентоориентированность в современном контроле и надзоре – это довольно сложно сбалансированная система отношений, поскольку надзор вынужден сталкиваться с нестандартными практиками: они могут быть как нелегальными и безопасными, так и легальными, но опасными. Эксперт Всемирного банка полагает, что в данной ситуации важнейшим является минимизация рисков для конечных потребителей.

Контрольные органы, на самом деле, обладают большим набором инструментов, чем просто проведение инспекций. И работа с общественным мнением и законодательством – это важный вызов для надзорных ведомств.

При этом, как отмечает Макрай, бизнес-ориентированность не означает отказа от наказаний и «большой дубинки». «Отличие лишь в том, что «большая дубинка» должна получать лишь десять процентов ресурсов», - отмечает эксперт. Борьба с нарушителями необходима, но, по выражению Макрая, «Вы не накормите население Москвы, отправив нарушителей в тюрьму». Необходимо обеспечить безопасность производства и поддержать добросовестных предпринимателей.

Вы можете просмотреть презентации участников стратегической сессии, перейдя по этой ссылке: Презентации стратегической сессии "Разработка программ изменений в КНО"

Источник: Контроль-надзор.рф

 

 

Возврат к списку

Председатель Комитета по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности и устранению административных барьеров Российского Союза промышленников и предпринимателей

Уважаемые коллеги!

В своей текущей работе Комитет сосредоточил свою деятельность на двух актуальных для предпринимателей темах: прозрачность и доступность обязательных требований и риск-ориентированном подходе при осуществлении государственного контроля.
далее...

КОНТАКТЫ

Заместитель председателя Комитета:
Шабала Юлия Игоревна

тел. +7 (495) 981-55-55 доб.30-01,
j.shabala@metinvest.com

Ответственный секретарь:
Абузярова
Ирина Анатольевна

тел. +7 (495) 981 -55-55 доб.78-08,
i.abuzyarova@metalloinvest.com