Сегодня 28 Мая 2018 года
   
Размер шрифта

Комитет по разрешительной и контрольно- надзорной деятельности

Ведомства разработают "меню" преобразований надзорной деятельности

6 Марта 2018 Открытое правительство

Контрольно-надзорные органы сформируют «меню» преобразований, которые должны помочь им повысить эффективность работы в ближайшие 2 года. Речь идёт о внедрении в работу надзоров современных принципов управления, работы с кадрами и постановки целей и задач на будущее. Подготовить такое «меню» планируется в ходе двухдневной стратегической сессии «Разработка программ изменений в контрольно-надзорных органах», которая проходит с 5 по 6 марта в Технопарке «Сколково» в рамках реализации приоритетной программы по реформированию контрольно-надзорной деятельности. В мероприятии принимают участие руководители и ключевые сотрудники надзорных органов, члены проектного комитета и общественно-делового совета реформы.

Наша задача — построить в контрольно-надзорных органах современную систему управления, которая учитывала бы развитие новых административных и информационных технологий и новые тенденции развития кадрового потенциала. Любой руководитель надзорного ведомства управляет ограниченным количеством ресурсов. Это человеческие ресурсы, административные ресурсы, финансовые ресурсы. От того, насколько эффективно система управления построена в надзорном ведомстве, результативность и КПД управления будут радикально отличаться. У вас не будет в ближайшее время радикально больше денег. У вас в ближайшее время не будет больше кадров. У вас остаётся третий фактор — администрирование», — подчеркнул куратор реформы госконтроля, министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

Для того чтобы повысить эффективность и результативность работы, у ведомств, по словам министра, остаётся только один инструмент — администрирование. От того, как надзорные органы будут организовывать свою работу, что будут определять в качестве приоритетов и как будут оценивать свою работу, будет зависеть успех реализации реформы, считает Михаил Абызов. Участникам стратегической сессии предстоит выработать для себя «меню» тех преобразований, которые контрольно-надзорные органы считают возможным и посильным для себя реализовать в ближайшие два года. Перечень преобразований должен состоять из обязательного блока, который выберет для себя каждый контрольно-надзорный орган, и блока дополнительного.

Как показало анкетирование представителей 16 контрольно-надзорных органов, большинство руководящих сотрудников считают, что текущую модель управления нужно менять. Ключевыми приоритетами реформирования управления они назвали улучшение системы подготовки кадров, внедрение новой системы мотивации сотрудников и совершенствование анализа рисков, а также развитие ИТ-инфраструктуры. Для реализации реформы госконтроля нужны единые принципы распределения нагрузки и ресурсов между надзорными ведомствами и гарантии сохранения ресурсов, полученных от оптимизации структуры.

Максимальная оптимизация возможна только при автоматизации процессов, полагает главный научный сотрудник РАНХиГС Михаил Дмитриев. В числе типовых причин неэффективности надзорных органов, по его словам, каскадное движение документов в ведомствах, избыточные документы и запросы уже имеющейся информации, дублирование действий, а также нерациональное использование рабочего времени и неравномерная загрузка сотрудников.

В среднем сотрудники госорганов сейчас работают на 55% своих возможностей, отметил руководитель конкурса «Лидеры России» Алексей Комиссаров. Мотивацией для них, по его словам, чаще всего служат повышение зарплаты, карьерный рост, признание заслуг. Чтобы быть хорошим лидером, нужно тратить больше времени на сотрудников, больше с ними общаться, подчеркнул он.

Среди компетенций, которых, по мнению участников опроса — представителей надзоров, сейчас не хватает инспекторскому составу, — мышление в рамках риск-ориентированного подхода, ориентация на профилактику, знание нормативных требований и работа с большими данными.

О необходимости «сквозной перестройки» мышления сотрудников контрольно-надзорных органов сказал и член Экспертного совета при правительстве Александр Волошин. Госконтроль, по его словам, должен стать более дружелюбным по отношению к бизнесу, в особенности к малому и среднему предпринимательству. Сейчас многие риски, с которыми сталкивается бизнес в России, связаны именно с госаппаратом, констатировал он. Чтобы открыть своё дело, зачастую нужно дать взятку целому ряду чиновников.

Ваша задача — помогать субъектам экономики соблюдать требования. Нужен дружелюбный по отношению к бизнесу надзор, если речь не идёт о злом умысле со стороны предпринимателей. Злоумышленников нужно наказывать, а добросовестным предпринимателям помогать. Нужен бизнес-ориентированный надзор. Внутренний компас нашей бюрократии должен показывать развитие нашей экономики и нашего бизнеса. Мы должны находить умные, гибкие и очень комфортные для бизнеса формы контроля и надзора. Сегодня у нас нет культуры смотреть на всё глазами бизнеса, который приносит деньги в нашу экономику», — подчеркнул Александр Волошин.

Плохой бизнес-климат является одной из серьёзнейших проблем страны, считает он. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП России составляет всего около 20%. Если в современной экономике доля малого и среднего бизнеса меньше 50%, то это уже свидетельство заболевания, указал Александр Волошин.

Второй "градусник", который измеряет бизнес-климат, это недиверсифицированная экономика. Она диверсифицируется, когда цены на нефть понижаются, и автоматически доля этого сегмента становится ниже. Вся современная экономика: сервисная экономика, финансы, высокие технологии — не привязана к территории, в отличие от нефти, газа и металлов, и эти индустрии гораздо менее толерантны к плохому бизнес-климату. Эти два "градусника" показывают заболевание, требующее лечения», — отметил Александр Волошин.

Такую ситуацию он оценил как «близкую к катастрофе». Улучшение бизнес-климата — это задача политическая, уверен он. Менять нужно саму среду, в которой работает бизнес, подчеркнул Александр Волошин.

Освободить бизнес от избыточной нагрузки позволит уход от традиционных выездных проверок и внедрение риск-ориентированного подхода при организации проверочных мероприятий, отметил Михаил Абызов. Такую задачу в своём послании Федеральному Собранию поставил президент РФ Владимир Путин.

Формат деятельности контрольно-надзорных органов, предусматривающий привычные сегодня плановые и внеплановые проверки, будет полностью перестроен и изменён. Кроме того, нужно радикально изменить баланс надзорных мероприятий, переведя деятельность контрольно-надзорных органов, первое — в профилактику, второе — в дистанционное взаимодействие с подконтрольными субъектами. Сегодня персонал контрольно-надзорных органов — это 300 тысяч сотрудников, которые работают в основном по старой, уже сложившейся модели, реализуя свои функции через привычные проверки», — сказал Михаил Абызов.

Он также предложил апробировать в отдельных российских регионах применяющуюся в Великобритании систему оценки эффективности работы надзорных органов. В этой стране показатели развития бизнеса в подконтрольной среде являются ключевыми показателями эффективности работы контрольно-надзорных органов.

То есть, например, для Роспотребнадзора, который осуществляет контроль за деятельностью сферы общественного питания, помимо числа отравлений и жалоб на работу сферы обслуживания, ещё одним показателем эффективности должен быть рост бизнеса в подконтрольной сфере. Готовы ли мы на региональном уровне эти индикаторы риска уже сегодня учитывать в работе контрольно-надзорных органов? Очевидно, что нам надо внимательно проработать и в нескольких регионах, которые наиболее продвинуты в части реформы контроля и надзора, запустить такие "пилоты" и использовать эти показатели как индикаторы второго уровня. А потом на базе этого, возможно, двигаться дальше», — сказал Михаил Абызов.

 Источник: Открытое правительство

Возврат к списку

Председатель Комитета по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности и устранению административных барьеров Российского Союза промышленников и предпринимателей

Уважаемые коллеги!

В своей текущей работе Комитет сосредоточил свою деятельность на двух актуальных для предпринимателей темах: прозрачность и доступность обязательных требований и риск-ориентированном подходе при осуществлении государственного контроля.
далее...

КОНТАКТЫ

Заместитель председателя Комитета:
Шабала Юлия Игоревна

тел. +7 (495) 981-55-55 доб.30-01,
j.shabala@metinvest.com

Ответственный секретарь:
Абузярова
Ирина Анатольевна

тел. +7 (495) 981 -55-55 доб.78-08,
i.abuzyarova@metalloinvest.com