Сегодня 19 Октября 2018 года
   
Размер шрифта

Комитет по разрешительной и контрольно- надзорной деятельности

Изменение культуры управления государством — главная цель проектного управления

18 Января 2018 Открытое Правительство

Проектное управление в России заработало, теперь главная задача — не потерять набранный темп и продолжить изменение культуры государственного управления. К таким выводам пришли участники сессии Гайдаровского форума, посвящённой первым результатам внедрения проектного управления в органах власти. Одним из приоритетных проектов является реформа контрольной и надзорной деятельности, которую курирует министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов. По словам министра, 95% планов, намеченных на 2017 год, удалось выполнить. А чтобы изменения в работе надзорных органов стали необратимыми, необходимо ещё 3 года.

По мнению Михаила Абызова, главным итогом первого года работы федерального проектного офиса стало начало работы проектного управления.

Было много дискуссий относительно того, сможем ли мы своевременно запустить проектное управление, как распределить ответственность между структурными подразделениями, аппаратом правительства, министерствами и ведомствами. В целом была создана работоспособная модель, которая была запущена за короткое время. Очевидно, что по проектам по итогам года достигнуты различные результаты, но проектное управление заработало, и это главный результат», — отметил министр.

В то же время многие проекты реализовывались в формате операционной деятельности министерств и ведомств, когда для достижения целей и задач, которые анонсировались в проекте, вовсе не обязательно было создавать проектный офис. Включение проектов, которые дублируют текущую оперативную деятельность, — вредное явление, считает Михаил Абызов. Это приводит к дополнительной нагрузке, дублированию функций, росту отчётности.

Проект по реформированию контрольно-надзорной деятельности с точки зрения охвата госслужащих, федеральных служб и потенциального влияния на госуправление является беспрецедентным, отметил заместитель руководителя аппарата правительства, директор департамента проектной деятельности правительства Андрей Слепнёв. Он напомнил, что на этом проекте задействованы тысячи человек, а изменение формата работы государственных инспекторов — непростая управленческая задача.

Михаил Анатольевич (Абызов) со своей энергией и своей позицией смог полностью раскрыть потенциал роли старшего должностного лица и организовать работу ведомств в рамках проектного комитета достаточно полноценно», — считает Андрей Слепнёв.

Основная задача, которая решается в рамках проекта по реформированию госконтроля, — это формирование новой культуры взаимодействия министерств и ведомств, которые привыкли к очень чёткому, бюрократическому формату работы, указал Михаил Абызов. Речь идёт о создании новой управленческой среды и команды единомышленников, которая должна прийти к единому результату. По словам Михаила Абызова, 95% из тех планов, которые были заявлены на 2017 год, выполнены, хотя некоторые чиновники считали их невыполнимыми. Благодаря совместной работе четырёх министерств-методологов и 12 надзорных ведомств за 2017 год были выпущены десятки постановлений правительства, 80% надзорных функций переведено на риск-ориентированный подход, составлены соответствующие профили риска, а также впервые создан реестр поднадзорных субъектов. Правительство приняло и направило в Госдуму проект федерального закона о государственном и муниципальном контроле и надзоре, в котором будут закреплены новые принципы надзорной деятельности.

Михаил Абызов напомнил, что в 2017 году было проведено более 1400 региональных конференций по контролю и надзору, чтобы вовлечь в эту работу региональные органы власти и местных предпринимателей, которые давали бы независимую оценку. В них приняли участие 250 тыс. предпринимателей.

Проект по реформе госконтроля реализует очень сложная команда с точки зрения состава участников, каждый руководитель надзорного органа — это политик высокого уровня, который имеет авторитет не только у федерального правительства, но и в регионах, указал Михаил Абызов. Формат директивного управления «я — начальник, а ты — подчинённый», «сделать к определённому сроку, иначе получишь выговор» — здесь, по словам министра, не работает.

Для того чтобы сделать преобразования в сфере госконтроля необратимыми, нужно ещё три года. Сам проект рассчитан до 2025 года, но я понимаю, что для того, чтобы ценности и приоритеты контрольно-надзорной деятельности стали необратимыми, необходимо три года реализации проекта. Этот год мы потратим на то, чтобы принять и запустить в реализацию новый закон, затем необходимо где-то два года практики и работы в формате нового закона, чтобы это стало частью состоявшегося государственного управления, а не проекта по преобразованию», — сообщил Михаил Абызов.

Один из вызовов предстоящего года, по словам министра, — это формирование нового состава правительства. Уже сегодня на площадке Гайдаровского форума в рамках обсуждения вопросов по совершенствованию госуправления глава Счётной палаты Татьяна Голикова подняла вопрос о необходимости переподчинить все надзорные органы правительству, об их укрупнении и оптимизации.

Было много соблазнов в эту тему уйти при реализации проекта на протяжении последних двух лет. Мы от этого отказались. Я ушёл от этого сознательно, потому что если будешь перемещать людей и заниматься реструктурированием — не будешь заниматься реформой. Мы бы не сделали за 2017 год то, что мы сделали, если бы мы занимались реструктурированием. Но, тем не менее, новое правительство будет сформировано в этом году. Это означает, что вопрос о структуре правительства и структуре контрольно-надзорных органов и функций будет поднят, и надо найти очень грамотные и профессиональные ответы на базе той работы, тех результатов, которые уже достигнуты», — подчеркнул Михаил Абызов.

Одна из проблем госуправления, по словам министра, — это отсутствие ответственности за неисполнение проектов. Из-за отсутствия персональной ответственности вся система КПЭ не работает. Следующие 3 года, по мнению министра, нужно посвятить обучению региональных управленческих команд принципам проектного управления, а начинать эту работу нужно с губернаторов. Если на федеральном уровне новая культура взаимодействия уже сложилась, то на региональном уровне практики разные.

Система оценки результативности обучения должна быть двухмодульной, считает Михаил Абызов. Главное, что мы должны дать в проектном управлении в регионах, — это культура, уверен он.

Для обучения региональных управленческих команд необходимо обучение формальным навыкам и когнитивным, коммуникационным навыкам. Первое легко оценить и оттестировать, эффективность второго направления покажет практика. Она зависит от первого руководителя региона», — отметил Михаил Абызов.

Важную роль в работе с кадрами играет мотивация, отметил партнёр PwC Евгений Отнельченко. Мотивация при этом — не всегда деньги. Так, в корпоративном секторе, по его словам, большое значение имеет аттестация.

В рамках проекта по реформе контроля и надзора было подписано постановление правительства, согласно которому впервые в истории проводится аттестация руководителей федеральных органов исполнительной власти, сообщил Михаил Абызов. Руководство подконтрольных кабмину ФАС, Роспотребнадзора и Ростехнадзора пройдёт через аттестацию в течение первого квартала 2018 года. Аттестационная комиссия сформирована, и это та культура, которую мы будем распределять и распространять и на другие надзорные органы, подчеркнул Михаил Абызов. Он также сообщил, что совместно с Минфином сейчас дорабатывается документ, который позволит изменить систему оплаты труда инспекторов: высвобождающиеся ресурсы при оптимизации структуры надзорных органов будут направляться на повышение зарплат. 1 февраля он будет внесён в правительство.

Приоритетные проекты должны быть увязаны общим целеполаганием, а источником этого целеполагания должно быть общество, считает партнёр PwC Евгений Отнельченко.

Институализация, связь с обществом, мотивация — когда всё это появляется, невидимая рука рынка будет поднимать из этой системы тех, кто способен работать», — полагает он.

В рамках проекта, который реализует Минтранс, была выстроена система взаимодействия с людьми, которые, по сути, и являлись основными лицами, принимающими решение, отметил первый заместитель министра транспорта Евгений Дитрих.

Была создана система обратной связи. Я очень благодарен Михаилу Анатольевичу за то, что он принял очень активное участие в её формировании. Разные группы людей могли высказать мнение о том, какие дороги и объекты инфраструктуры должны быть отремонтированы, и получить реакцию на свои предложения, оценить качество выполненных работ», — сказал замглавы Минтранса.

Одна из задач федерального проектного офиса — это мониторинг, и лучший объективный источник информации — это граждане, согласился Андрей Слепнёв. Михаил Абызов, в свою очередь, отметил высокую востребованность открытости в проектном управлении.

Источник: Открытое Правительство  

Возврат к списку

Председатель Комитета по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности и устранению административных барьеров Российского Союза промышленников и предпринимателей

Уважаемые коллеги!

В своей текущей работе Комитет сосредоточил свою деятельность на двух актуальных для предпринимателей темах: прозрачность и доступность обязательных требований и риск-ориентированном подходе при осуществлении государственного контроля.
далее...

КОНТАКТЫ

Заместитель председателя Комитета:
Шабала Юлия Игоревна

тел. +7 (495) 981-55-55 доб.30-01,
j.shabala@metinvest.com

Ответственный секретарь:
Абузярова
Ирина Анатольевна

тел. +7 (495) 981 -55-55 доб.78-08,
i.abuzyarova@metalloinvest.com