Сегодня 23 Ноября 2017 года
   
Размер шрифта

Открытое правительство впервые презентовало приоритетный проект по реформе госконтроля на форуме «Сочи-2016»

Первая презентация приоритетного проекта «Реформа контрольно-надзорной деятельности» состоялась 30 сентября в рамках Международного инвестиционного форума «Сочи-2016». Решение включить этот сопровождаемый Открытым правительством проект в число приоритетных было принято Председателем Правительства и Президентом. Как сообщил министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов, комплексный паспорт проекта и «дорожная карта» его реализации в ближайшее время должны быть представлены на заседании президиума Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Обсуждение концепции проекта состоялось на сессии Открытого правительства «Между Сциллой и Харибдой: реформа государственного контроля и надзора — между свободой бизнеса и благополучием граждан».


В проекте сформулированы 3 основные цели реформы: обеспечение безопасности жизни и здоровья человека, снижение уровня угроз и материального ущерба и повышение уровня зрелости и эффективности контрольно-надзорной деятельности в целом. Реформа предполагает сокращение количества смертельных случаев, а также заболеваний, отравлений, пострадавших и травмированных на 10% в 2018 году, на 30% в 2021 и на 50% в 2024 году. Обеспечить сокращение уровня материального ущерба планируется на 10% в 2018 году, на 20% в 2021 и на 30% в 2024 году. Снижение административной нагрузки на бизнес должно составить 20% в 2018 году, 30% в 2021 и 50% в 2024 году. Что касается повышения общего уровня эффективности контрольно-надзорной деятельности, то здесь заложены следующие целевые показатели: на 10% в 2018 году, на 30% в 2021 и на 50% в 2024 году.

Для достижения этих целей планируется реализовать 8 проектов.

На общефедеральном уровне мы предлагаем цели, которые бы соответствовали спросу, ожиданиям и задачам конкретных референтных групп. Снижение уровня ущерба, причинённого охраняемым законом ценностям, — это цель, которая должна показать, что простой гражданин и общество получат от реализации новых подходов к контролю и надзору. Что касается проектов, мы выработали их не за закрытыми дверями. Мы провели несколько итераций нашего взаимодействия с предпринимательскими объединениями, как с нашей "большой четвёркой", так и с отраслевыми союзами. Эти проекты и их показатели являются результатом нашего профессионального экспертного и общественного обсуждения. У нас ещё есть время для внесения в них некоторых корректировок, и наше сегодняшнее обсуждение может в этом помочь», — отметил Михаил Абызов.

Первый проект касается перехода на риск-ориентированный подход в контроле и надзоре, уже в 2018 году он должен быть внедрён на 90%. Сплошные проверки, согласно такой модели, будут проводиться только на объектах повышенной опасности, а объекты, не представляющие потенциальной существенной угрозы, могут быть и вовсе освобождены от них.

По мнению замглавы Минэкономразвития Саввы Шипова, сейчас уровень внедрения риск-ориентированного подхода у разных ведомств сильно различается. Он предложил дифференцировать работу с ними.

Предложение Минэкономразвития — разделить все органы исполнительной власти на тех, кто уже продвинулся, — и к ним должен быть один подход с точки зрения внедрения этих технологий; на тех, кто проводит больше всего проверок и поэтому самый важный для предпринимателей, — здесь надо отрабатывать в ручном режиме. И, наконец, третья группа — все остальные, которые тоже должны двигаться, но для которых можно устанавливать более гибкие сроки», — сказал замминистра экономики.

Михаил Абызов это предложение поддержал, подтвердив, что различия в «культуре» ведомств действительно катастрофические.

Второй проект направлен на замену «палочной» системы оценки работы контрольных органов системой, основанной на оценке достижения измеримых показателей сокращения уровня угрозы и ущерба. Доля видов контроля, по которым применяется новая система КПЭ, должна составлять 30% в следующем году и 95% — в 2018 году. Наша задача в конечном итоге — связать оценку эффективности и результативности работы контрольно-надзорного органа с результатами состоявшихся рисков и ущербов, пояснил Михаил Абызов. Руководители ведомств при этом будут оцениваться в зависимости от того, какой будет эта динамика, уточнил он.

Третье направление — профилактика нарушений на предприятиях. Это, по словам министра, основной механизм предотвращения рисков. Со следующего года в обязательном порядке каждый контрольно-надзорный орган должен будет публично представлять информацию о результатах своей деятельности: сколько проверок проведено, какие нарушения, как избежать их в будущем, какие штрафы наложены. А предприниматели смогут ознакомиться с этими данными и провести «домашнюю работу», чтобы превентивно устранить нарушения. В части профилактики нарушений большие успехи есть у Роструда. По словам главы Минтруда Максима Топилина, ведомство активно реформирует свою деятельность: переходит на проверочные листы, запустило онлайн-инспекцию и реализует механизм самопроверок.

Работу контрольно-надзорных органов, по словам Михаила Абызова, нужно перестроить из карательной в систему охранительную, превентивную и предупредительную, ориентировать их работу на профилактику и предотвращение ущерба, а не на наказание. Формула, которую предложил бизнес — «проверка как подарок», должна быть принята, подчеркнул министр, добавив, что это соответствует лучшим практикам работы надзорных ведомств в ОЭСР.

Четвёртый проект касается устранения устаревших, избыточных, противоречивых и дублирующих требований (их в общей сложности около 2 млн), с которыми связано 90% издержек бизнеса от исполнения государственных требований. В 2018 году доля актуализированных требований должна составить 10%, а в 2024 году — 80%, при этом все без исключения обязательные требования уже в следующем году должны быть опубликованы в интернете.

Пятое и шестое направления — снижение уровня коррупции и развитие кадрового потенциала контрольно-надзорных органов — связаны с седьмым направлением, информатизацией контрольно-надзорной деятельности. К 2018 году доля видов контроля, осуществляемых в автоматизированном формате с использованием современных ИТ-систем, должна составлять 70%, а в 2021 году — 90%, что позволит свести к минимуму человеческий фактор и предпосылки для коррупционных проявлений. Однако с сегодняшней системой оплаты труда инспекторов и подготовки кадров решить эти задачи будет сложно, считает Михаил Абызов. Он напомнил, что у федеральных инспекторов заработная плата в ряде случаев в 2–2,5 раза ниже, чем у региональных. Он также призвал предпринимателей соблюдать подписанную ими в 2012 году антикоррупционную хартию, согласно которой они обязуются не давать взяток.

В рамках восьмого проекта реформирование системы контроля и надзора на федеральном уровне будет масштабировано на уровне регионов и муниципалитетов.

Все эти проекты должны будут найти свои производные в показателях для каждого контрольно-надзорного ведомства. С этой целью мы будем утверждать паспорт реализации проекта для органов исполнительной власти, и соответствующие показатели эффективности по каждому контрольно-надзорному ведомству мы до конца года должны будем утвердить», — сказал Михаил Абызов.

Представители бизнеса поддерживают основные направления реформы контрольно-надзорной деятельности, изложенные в проекте, и надеются на улучшение бизнес-климата в стране.

Я считаю, было правильно, что этот вопрос передали в ведение Открытого правительства. Эта реформа имеет колоссальное значение не только для государства, но и для очень широкого круга не только предпринимателей, но и граждан страны. Фактически Открытое правительство сегодня выступает некоторым проектным офисом по огромному социально значимому проекту. Это правильно, и есть оптимизм, что мы сможем этот переход осуществить успешно», — отметил президент «Опоры России» Александр Калинин.

Стратегической целью, по его словам, должна стать информатизация контроля и надзора — это даёт новые технологические возможности для бизнеса.

Проект реформирования контроля и надзора должен быть увязан с глобальной стратегией страны, отметил, в свою очередь, президент РСПП Александр Шохин.Он напомнил, что, согласно докладу ФАС о состоянии конкуренции за 2015 год, доля государства в экономике составляет 70%. Таким образом, одной из ключевых задач должно стать снижение этого показателя, считает он.

Как заметил глава ТПП Сергей Катырин, сейчас одну и ту же функцию могут исполнять 3–4 ведомства. Второй уровень пересечений — федеральный, региональный и муниципальный. Нужно определить границы и для ведомств, и для предпринимателей, а также поставить целью снижение количества проверок. Сейчас число плановых проверок сокращается, а внеплановых — растёт, отметил он.

Задача по сокращению таких плановых и внеплановых мероприятий, как выезд на объект — заменить их дистанционным контролем, проверочными листами и самоконтролем», — сказал Михаил Абызов.

По мнению бизнес-омбудсмена Бориса Титова, работа идёт в правильном направлении, но помимо долговременного подхода нужны и оперативные решения. По его данным, число проверок, которым сейчас подвергаются предприниматели, составляет 8,3 млн в год.

Всё, что происходит сейчас в части реформы контроля и надзора, необходимо выстраивать в общую стратегию, считает эксперт Мария Шклярук. Она предложила повышать раскрытие данных о проверках: если реестр проверок не станет полным и не будет поддерживать формат открытых данных, то эффекта от него будет мало, считает она.

При работе над проектом необходимо руководствоваться «принципом улицы с двусторонним движением» и прислушиваться к мнению бизнеса и общества, чтобы получить объективную картину, подчеркнул Михаил Абызов, завершая дискуссию. Он также подчеркнул, что проект должен задать долгосрочные тенденции реформирования контроля и надзора.

Проект должен быть реализован до 2024 года, то есть за пределами полномочий текущего Правительства, многие мероприятия должны быть реализованы в 2019–2020 году. Поэтому мы по максимуму инкорпорируем задачи и показатели эффективности этого проекта в разрабатываемую сейчас ЦСР Стратегию 2018–2024. Мы здесь находимся на одной волне. Таким образом, мы ставим перед собой задачу обеспечить преемственность после 2018 года при реализации этих задач», — сказал министр.

Необходимость реформирования контрольно-надзорной деятельности как приоритетного направления отметил в ходе пленарного заседания форума Премьер-министр Дмитрий Медведев.

Понятно, чтобы все меры поддержки бизнеса работали, чтобы ему стало легче дышать, нужна серьёзная перезагрузка системы государственного контроля и надзора. Контролировать и надзирать нужно там, где есть реальный риск для безопасности или здоровья людей, а не сплошняком, не устраивать для бизнеса "ковровые бомбардировки" и пачками выдавать разнообразные предписания... Но сокращая контроль, важно обеспечить безусловную защиту интересов людей, для которых, собственно, и работает госконтроль. Государство должно гарантировать качество и безопасность лекарств, продуктов, любых других товаров и услуг за счёт построения по сути новой системы контроля и работы в сфере безопасности», — заявил премьер.

Реформа контроля и надзора — одно из направлений совершенствования в целом системы государственного управления. Низкая эффективность системы госуправления является одним из препятствий для развития России, отметил глава Правительства.

Именно поэтому мы сегодня, не без труда и не без проблем, стараемся переходить от модели управления "по поручениям" к управлению по результатам. То есть к проектному походу», — подчеркнул Дмитрий Медведев.

Премьер заметил, что проектный подход основан на эффективности, так как каждый бюджетный рубль, вложенный в конкретные проекты, должен улучшать качество услуг, товаров и инфраструктуры, а каждый нормативный акт должен давать конкретный результат. Он обратил внимание на то, что сейчас государственная машина неповоротлива и несёт на себе черты переходного периода, сохраняя и часть советских управленческих механизмов. В результате эта система зачастую имеет довольно низкий КПД.{gallery}/news/20160930/gallery2/{/gallery}

Возврат к списку

Председатель Комитета по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности и устранению административных барьеров Российского Союза промышленников и предпринимателей

Уважаемые коллеги!

В своей текущей работе Комитет сосредоточил свою деятельность на двух актуальных для предпринимателей темах: прозрачность и доступность обязательных требований и риск-ориентированном подходе при осуществлении государственного контроля.
далее...

КОНТАКТЫ

Заместитель председателя Комитета:
Шабала Юлия Игоревна

тел. +7 (495) 981-55-55 доб.30-01,
j.shabala@metinvest.com

Ответственный секретарь:
Абузярова
Ирина Анатольевна

тел. +7 (495) 981 -55-55 доб.78-08,
i.abuzyarova@metalloinvest.com